Страничка учителя-дефектолога

Определяющая роль родителей

  В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, поэтому комплексный подход к коррекции речевого и психического развития является особенно актуальным.     Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни.    По моему мнению, в системе коррекции речи, именно родителям следует отвести определяющую роль.    Представим такую картину. Педагоги группы ежедневно с большим старанием и терпением занимаются с ребенком, пытаясь исправить все имеющиеся у него нарушения. В то же время родители не интересуются успехами и трудностями малыша, не спрашивают ни у него, ни у педагогов о результатах обучения, взаимоотношениях со сверстниками, домашних заданиях и пр. Они отказываются закреплять дома полученные в детском саду знания и навыки. При таком положении все старания педагогов оказываются равноценны «ношению воды решетом». Главное – ребенок сразу почувствует, что маму с папой его успехи не интересуют, значит, и ему нет смысла напрягаться! В подобных случаях родители не только становятся пассивными наблюдателями за титаническими усилиями работников группы по обучению и воспитанию ребенка, но и значительно тормозят познавательную активность собственного сына и дочери. Необходимо разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.     Поэтому я призываю Вас к сотрудничеству!    Успех коррекционной работы определяется заинтересованными, активными, и действенными родителями! Успехов Вам!

свернуть

Возрастные особенности речи ребенка и ее развития

Речь, как средство общения, формируется постепенно. Задача родителей состоит в том, чтобы знать закономерности и этапы развития речи.
развернуть

Для овладения речью необходимо:

нормальная речевая система, слух, зрение, нормальное умственное развитие, достаточная психическая активность в речевом общении, полноценное речевое окружение.

     Знание возрастных особенностей развития речи необходимо для того, чтобы не предъявлять преждевременных, непосильных требований к его произношению, избавить родителей от необоснованной тревоги в случаях кажущегося речевого отставания.

 

О нормальном речевом развитии ребенка

К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

     К 1,5—2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появле­ние в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

     К трем годам - развернутая фраза (до 1000 слов), много говорит сам, любит слушать сказки, запоминает и рассказывает.

В этом возрасте все дети страдают недостатками произношения - возрастное косноязычие (физиологическое) и без последовательной регулярной работы по развитию речи физиологическое косноязычие у некоторых детей может перерасти в патологическое.

     К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произно­сил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все про­стые согласные звуки ([б], [б'], [п], (п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузо­вую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

     К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникно­вению серьезного нарушения звукопроизношения.

     До 4 лет допускаются такие недостатки звукопроизношения, как:

- отсутствие или замена на более простые звуки шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) - отсутствие твердого звука [Л] или замена его на мягкий звук [ЛЬ] - отсутствие звуков [Р] и [РЬ] или замена на звук [ЛЬ] - отсутствие звука [Ц]

Все эти нарушения могут носить временный характер. Но, наряду с физиологическими нарушениями (возрастными), в последнее время все чаще встречаются патологические (стойкое неправильное произношение звуков), которые могут возникнуть вследствие:

- нарушений речевого слуха; - неправильного строения артикуляционного аппарата; - поражения в речевом отделе коры головного мозга.

   Так как наша речь осуществляется на выдохе, то особое внимание нужно уделять развитию воздушной струи, от силы и направленности которой зависит произношение многих звуков.

Используются различные виды упражнений:

  • сдуть листик, снежинку и т.д. с ладони (тем самым создается ощущение воздушного потока);
  • поддувание на снежинки, листики, капельки бумажные, прикрепленные ниткой к палочке плавно или толчком для развития силы выдоха и способа подачи воздушной струи;
  • сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, ватку, задувать их в ворота («Забей гол»);
  • дуть на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в тазу;

Дыхательные упражнения выполняются не более 5 раз или 15 секунд для исключения возможности возникновения головокружения.

На основе правильного дыхания у детей развивается голосовая функция, формируется красивый звучный голос, совершенствуется плавность произношения; развивается интонационная выразительность речи.

       Основой для правильного звукопроизношения является артикуляционный аппарат (губы, нижняя челюсть, язык, мягкое небо). Его нужно готовить к правильному произношению звуков с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в игровой форме, в виде сказки 5-7 минут перед зеркалом, чтобы ребенок видел, что делает его язык.

С трехлетними детьми для укрепления мышц губ, щек, языка и развития их достаточной подвижности (движения непроизвольные) проводят такие упражнения:

  • «птенчики» «лопаточка» «часики» «дудочка» «улыбка»
  • «вкусное варенье» «котенок лакает молоко» «лошадка» и др.

Не рекомендуется сюсюкать с детьми, переходить на детскую, лепетную речь.

Большое внимание в этом возрасте уделяется развитию активной речи детей. Активизация речи детей, накопление словаря происходит в процессе непосредственного общения взрослых с детьми, в играх, совместных действиях. Необходимо:

  • сопровождать речью все действия ребенка;
  • обговаривать совместную деятельность;
  • задавать вопросы для активизации мыслительной деятельности детей;
  • вести с ребенком диалоги;
  • проводить совместные наблюдения;
  • использовать прием поручений;
  • создавать ситуации непонимания;
  • раскрывать мотивацию (зачем моем руки, надеваем шапку и т. д.).

Речевое развитие детей зависит от общей и мелкой моторики и идет параллельно развитию тонкой мускулатуры пальцев рук.

Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» дети.

Можно предложить детям:

  • застежки; шнуровки; мозаику; конструктор мелкий;
  • пластилин; обводки; раскрашивание; перебирание круп;
  • нанизывание бус, пуговиц на нитку и др.

       Развитие речи – это непрерывный процесс. В 3-4 года ребенок активно познает грамматический строй родного языка, от простых фраз и предложений переходит к сложным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество. Словарный запас детей постоянно увеличивается, но его качественное преобразование происходит с помощью взрослых. Качественную сторону речевой деятельности детей формируют взрослые в процессе общения.

     К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рас­сказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

   В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматиче­ских ошибок.

 К моменту перехода в школу дети должны:

  1. Овладеть четким произношением.
  2. Иметь богатый словарный запас и уметь активно им пользоваться.
  3. Связанно передавать литературный текст, составлять рассказы, употребляя при этом слова в правильной грамматической форме.
  4. Речь должна быть выразительной. Ритм, темп, интонация должны отвечать ситуации.
  5. Должен быть достаточно развит фонематический слух, как непременное условие овладения грамотой в школе.

     С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.

свернуть

Нормы по развитию речи

подробнее...