Страничка методического кабинета

"УЧИМСЯ БЕЗОПАСНОСТИ"

Учреждение образования

Название конкурса (викторины, тренинга и др.)

Дата проведения

Количество участников

ГУО «Детский сад №38г.Барани»

Обучающее игровое занятие  «МЧС на службе у людей» (старшая группа)

23.01.2024

21

Театрализованная постановка «Загорелся кошкин дом»

Вторая младшая, средняя группа, старшая, старшая группа интегр., специальная разновозрастная

25.01.2024

47

Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»

(средняя группа)

26.01.2024

15

Тренинговое занятие «Правила движения достойны уважения»

29.01.2024

16

Мини-консультация для воспитателей "К ЗДОРОВЬЮ — ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ"

Никакое средство, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний. А. С. МАКАРЕНКО
развернуть

Здоровые дети — это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания — именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.

Нынешнее экологическое неблагополучие, экономические сложности обязывают усилить оздоровительную направленность воспитания в целом. Сегодня оно вправе именоваться оздоровительным воспитанием. В сложившихся условиях соблюдение норм здорового образа жизни — это та единственная «скорая помощь», на которую может рассчитывать человек, чтобы хоть в какой-то мере обеспечить себе качество жизни.

Из каких компонентов складывается оздоровительное воспитание детей? Безусловно в каждом конкретном случае учитываются многие обстоятельства: здоровье, специфика дошкольного учреждения, условия, контингент родителей, профессиональные возможности и интересы педагогов и пр. Однако в первую очередь следует создать основополагающие условия здорового образа жизни и обеспечить его реализацию (табл.).

УСЛОВИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

 

Основные компоненты здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении

Средства реализации

Эколого-гигиенические условия

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Создание «мини-экологических оазисов» в помещении и на участке с использованием специально подобранных растений

Психологический комфорт

Уважение к личности ребенка, демократичный стиль общения в коллективе

Условия для свободного выбора деятельности

Наличие мест для уединения Возможность свободного присутствия в группе родителей Комфортные условия быта Индивидуально для каждого из детей — улыбка и похвала   взрослых (многократно в течение дня)

Распорядок дня

Индивидуализация и воспитательная направленность всех бытовых процессов

Физиологически обоснованное соотношение периодов бодрствования и сна, их «качество»

Педагогически обусловленное чередование активных и спокойных видов деятельности

Включение в распорядок дня «занятий-упражнений» по овладению гигиеническими навыками

Оптимальная двигательная активность (не менее 60% периода бодрствования)

Достаточные площади для движений в помещении и на воздухе

Разнородность физкультурно-игровой среды

Специально предусмотренное время для самостоятельной двигательной деятельности

Включение движений во все виды занятий

Создание условий для разнообразия ДА в бытовой и трудовой деятельности

Закаливание

Оздоровительные прогулки (3—4 ч ежедневно)

Умывание и полоскание рта прохладной водой

Воздушные ванны до и после сна (5—7 мин)

Кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях (от 1 до 7 мин)

Дополнительные индивидуальные закаливающие процедуры дома

свернуть

«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованных видов деятельности»

(для использования в работе)
развернуть

Основы развития здорового образа жизни закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения  жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма.

В науке в качестве мер, направленных на охрану и укрепление здоровья дошкольников, рассматривается целесообразный подбор физических упражнений и создание условий для предупреждения травматизма и развития двигательной активности детей. Регуляция поведения осуществляется через ориентировку дошкольников на замечания взрослых. На специально организованных занятиях рассматриваются  вопросы включения детей в сознательное управление  двигательным поведением для охраны и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни.

На  сегодняшний  день  в  соответствии  с   образовательной программой область  «Физическое  развитие» занимает  ведущее  место  в  воспитательно-образовательном  процессе дошкольников. И это не случайно. Последние   данные  Министерства  образования  и  науки   по  статистике,  XXI  век  начался  в  нашей стране  с  резкого  ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На  1,5%-возросла  численность  детей  3  группы  здоровья  с  выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. В связи с этим в  практике  дошкольного  образования  проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни  представляется в современном обществе актуальной

 

Основополагающая  теория для данного исследования – положение о том, что воспитание и образование должны строиться на активности  самого ребенка, участии его в своем становлении. Приобщение к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям, где знания детей служат руководством к поведению, полезных привычек, обеспечивают оценку выполнения движений и статистических поз и их самоконтроль.

Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия по словам В.М. Глазыриной, состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста».

Традиционные составляющие здорового образа жизни дошкольников – личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим. На занятиях "Ребёнок и природа" , "Ребёнок и общество" представляются пути приобщения к этим составляющим культурного опыта, основанные на создании благоприятных условий для реализации поставленных задач. Вышедшие за последние годы образовательные программы для ДОУ  содержат разделы, посвященные изучению организма человека, обеспечению безопасного образа жизни. Предложенное содержание предполагает формирование культурно-гигиенических  навыков  и элементарных умений оказания первой помощи при царапинах, кровотечениях, головокружениях. Новое в этих программах – ознакомление детей со строением и функциями соответствующих органов, внимательное отношения к детям с нарушениями физического развития.  Предполагается, что приобретенные знания станут основой для воспитания бережного отношения к своему организму.

 Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».

Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни».

Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.

Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.

Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Авторы комплексных программ воспитания детей уделяют заметное внимание формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни: потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности и т.д.

Если в младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться и т.п., то уже в старшем дошкольном возрасте дети осваивают начальные представления о здоровом образе жизни. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т.п Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим – это твердо установленный, педагогический и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

Для старшего возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям данной возрастной категории. Режим дня – это «не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение». Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.

Положительное влияние на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.

свернуть

Сценарий семинара с семьями воспитанников.

«Формирование основ правильного и здорового питания»
развернуть

Цель: формирование у родителей представления о значимости правильного питания детей как составной части культуры здоровья.

          Оборудование: онлайнплатформа, чат для обсуждения.

Ведущий:

Добрый день! Сегодня я бы хотела поговорить с вами о формировании культуры питания у детей.

 Большое значение имеет правильная организация питания не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Вместе с тем, анкетирование родителей, беседы со взрослыми и детьми показали, что многие родители имеют очень смутное представление о пищевой ценности продуктов, о связи питания и здоровья.

К тому же в последнее время все чересчур увлеклись так называемым быстрым питанием: гамбургерами, хот-догами, пиццей и пр. Еще одна проблема — как правильно выбрать продукты, ведь сегодня реклама уверяет нас, что каждый из них просто необходим для жизни!

Как часто можно видеть детей, которые совершенно не хотят есть. Родители же стремятся буквально «втолкнуть» ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого «за маму, за папу...» до жёсткого «пока не съешь, из-за стола не выйдешь». Однако, все это неправильно и требует нашей с вами совместной работы.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для воспитания у детей формирования вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирования принципов правильного питания.

В этом вопросе нужен системный подход ко всем аспектам питания детей, начиная от гигиены и заканчивая  здоровым или правильным  питанием.

- Как вы считаете, что такое правильное питание? (Ответы родителей).

Ведущий: Под понятием «правильного питания» ребенка понимается такое питание, которое обеспечивает его нормальный рост и развитие, хороший эмоциональный тонус, достаточно высокая сопротивляемость детского организма к заболеванию.

- На ваш взгляд, на каких принципах строится правильное питание?  

 ( Ответы родителей).

Ведущий: Итак, правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, безопасным и приносить удовольствие. 

Ведущий: Как вы думаете, что означает регулярность питания?

( Ответы родителей).

Ведущий: Регулярность – то есть режим питания. У детей должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтрак, обед, полдник и ужин. В дошкольном учреждении ребята принимают пищу в строго отведенное время. В свою очередь вам так же необходимо стремиться придерживаться данного режима в выходные дни, ужинать с детьми в одно и тоже время.

Переходим к следующему принципу. Как вы считаете, почему питание должно быть разнообразным? ( Ответы родителей).

Ведущий: Разнообразие. Наша с вами задача - сформировать разнообразный вкусовой кругозор, чтобы детям нравились разные продукты и блюда. Надо помочь понять, что вкусная, не всегда полезная еда. Рассказывайте  дома ребенку в доступной форме о значении правильного питания, роли отдельных пищевых веществ (белка, витаминов) для нормального роста и развития каждого живого организма, полезности различных продуктов и блюд (молока, овощей, фруктов). Особое внимание обращайте на наличие витаминов в продуктах питания и их роли. Сведения об этом, полученные ребёнком в дошкольном возрасте, становятся прочным руководством в его дальнейшей жизни.

- Как вы понимаете и соблюдаете ли  принцип безопасного питания?

( Ответы родителей).

Ведущий: Безопасность – безопасность питания обеспечивают 3 условия – это соблюдение правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.

- Подумайте, что необходимо для  организации питания, чтобы оно приносило детям удовольствие? ( Ответы родителей).

Ведущий: Удовольствие. Прием пищи должен проходить в теплой, уютной атмосфере, за красиво сервированным столом. Во время еды необходимо обратить внимание на то, как блюдо вкусно приготовлено, из каких продуктов приготовлено то или иное блюдо, обсудить достоинства блюд.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания».

- Поделитесь, какое внимание эстетике питания вы уделяете дома?

 ( Ответы родителей).

       Ведущий: Вопросам культуры питания в детском саду мы уделяем внимание, начиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Как это реализуется у нас в группе?  Перед едой мы избегаем шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

За 20—30 мин до очередного приема пищи мы возвращаемся с прогулки или прекращаем занятия, игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.

Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки. Важно, что бы и вы дома соблюдали определенный ритуал, настраивающий ребенка на принятие пищи. Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого в дошкольном учреждении мы уделяем большое значение сервировке стола: столы застилаем  салфетками, расставляем посуду и столовые приборы, салфетницы.  Не торопите детей во время приема пищи, не отвлекайте их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.  Большое внимание мы уделяем поведению детей за столом, соблюдению чистоты и опрятности. Вы также дома приучайте их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено.

- Каким правилам поведения за столом вы обучаете своего ребенка дома во время приема пищи? ( Ответы родителей).

Ведущий: В детском саду мы приучаем детей спокойно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. Дети учатся пользоваться столовыми приборами. Пожалуйста, дома обращайте внимание, как ребенок держит ложку либо вилку, как набирает еду, помогая кусочком хлеба. После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Следите дома, чтобы ребенок не выходил  из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами или ягодами, печеньем или конфетой.

Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча  на тему «Формирование основ правильного и здорового питания», окажет влияние на организацию правильного питания в семье. Спасибо за внимание!

свернуть